АнтиФинРазведка

Самый честный блог о финансовой системе Российской Федерации

Мы из будущего!

2019-10-28 ОЛЕГбизнес

Технологии идут семимильными шагами. Не обошли стороной они и нас. Этим летом в Москве проходила X Международная научно-практическая конференция «Принудительное исполнение: современное состояние и векторы развития»; с участием представителей 60 стран.

На ней главный судебный пристав России, Дмитрий Аристов, заявил о создании Суперсервиса «Цифровое исполнительное производство» в рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», который должен существенно изменить работу приставов.

Что такое Суперсервис?

Суперсервисы - комплексные госуслуги, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям, которые граждане смогут получать в автоматическом режиме. Это новый вид государственных услуг, которые помогут оформлять документы, получать пособия и страховые возмещения, следить за исполнительными производствами и даже поступать в вуз без личного визита, очередей и бумажных бланков.

Сейчас на Госуслугах удобно подавать электронные заявления, проверять уведомления, получать выписки, оплачивать госпошлины, налоги и штрафы. Все это уже работает: экономить время и деньги можно прямо сейчас.

Теперь появилась возможность еще больше упростить жизнь пользователям - сделать процесс получения государственных услуг быстрее, понятнее и удобнее, а личных визитов в ведомства вообще избежать. Для этого и были разработаны Суперсервисы. Обещают, что Суперсервис «Цифровое исполнительное производство» будет охватывать все жизненные ситуации должника и взыскателя, связанные с оборотом исполнительного документа, включая его исполнение в банках, по месту работы, в Службе судебных приставов. Он предусматривает создание новых каналов взаимодействия граждан и бизнеса с государством в ходе исполнительного производства, повышения качества существующих сервисов.

Как рассказал Аристов – «Цифровая трансформация принудительного исполнения потребует изменений и в судебной системе. Процесс взаимодействия между судом и гражданином, между судом и Службой судебных приставов будет значительно оптимизирован».

Чего ожидать?

Будут расширены объем и способы информирования сторон исполнительного производства, а также решены проблемы идентификации должника. Планируется перейти не только на электронный документооборот с судами, но и подключить к ФССП России более 60% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются сторонами исполнительного производства

Одним из ключевых мероприятий при создании Суперсервиса, по словам Аристова, станет внедрение реестровой модели принудительного исполнения, ведение реестра исполнительных документов и отказ от исполнительных документов как в бумажном, так и в электронном виде.

Основанием для удержания (списания) средств, возбуждения исполнительного производства будет являться не исполнительный документ, а запись, сделанная органом, его выдавшим, в реестре. Таким образом, будет решена проблема поддельных исполнительных листов и «левых» исполнительных производств.

Вместо предъявления исполнительного документа в банк, работодателю или в службу приставов взыскателю достаточно будет написать заявление об удержании (списании) с указанием идентификатора исполнительного документа в МФЦ, либо сделать на Едином портале госуслуг отметку о своем решении.

Доступ к реестру будут иметь только стороны исполнительного производства, их представители, органы, выдавшие исполнительный документ, судебные приставы- исполнители, банки и работодатели должника. Такая модель принудительного исполнения должна обеспечить онлайн-активность при взаимодействии с гражданами, решить проблемы подделки исполнительных документов и двойного списания.

Внедрение реестра планируется не ранее 2021 года.

Итого:

- переход на электронный документооборот при обращении граждан и юридических лиц в ФССП;

- возможность отслеживать ход исполнительного производства через онлайн- сервис;

- возможность узнать предмет взыскания, оплатить его через суперсервис;

- возможность в режиме онлайн снять запреты и ограничения, наложенные приставами;

- реализация иных полномочий, предоставленных взыскателю и должнику Законом № 229-ФЗ.

Суперсервис «Цифровое исполнительное производство»; уже содержит такие возможности как:

- снятие ограничений на выезд за границу за 1 час (сейчас эта процедура может занимать до 14 дней);

- возбуждение исполнительного производства уже через 2 дня после вступления решения суда в законную силу; \

  • моментальные уведомления о появлении задолженности;

- полный доступ к ходу исполнительного производства через онлайн-приложение;

- рассылка взыскателю и должнику уведомлений обо всех исполнительных действиях и решениях пристава;

-ведение единого реестра исполнительных производств, доступ к которым получат пользователи портала госуслуг.

Учитывая, что одновременно будет запущен суперсервис «Правосудие онлайн»;, решение суда может сразу направляться в ФССП, что устранит затягивание сроков и волокиту.

Когда ждать?

На портале госуслуг можно увидеть, как будет работать новый Суперсервис. Сделать это можно по ссылке https://www.gosuslugi.ru/superservices/bailiffs. Переход на использование суперсервиса «Цифровое исполнительное производство»; будет осуществляться поэтапно:

в 2019 году сервис будет введен в отдельных пилотных регионах;

в 2020 году суперсервис будет работать уже во всех регионах страны;

в 2020 году сервис будет запущен в полноценной версии, в том числе с возможностью снятия запретов и ограничений за 1 час без помещения ФССП.

Первым из субъектов РФ, который сможет использовать суперсервис, станет республика Карелия, где проект стартует уже в октябре 2019 года. Пользователи портала госуслуг смогут отслеживать процесс снятия ограничения на выезд из России, подавать заявления, ходатайства, получать уведомления из ФССП и взаимодействовать с ведомством по различным вопросам удаленно, в онлайн-режиме. На портале также будет доступно погашение задолженности до возбуждения исполнительного производства. Срок получения средств взыскателем сократится до двух дней. При желании гражданин сможет получать уведомления от ФССП через банки, готовые предоставить необходимые технические возможности.

Предполагается, что запуск суперсервиса не менее чем в два раза снизит нагрузку на ФССП, банки и другие органы, которые граждане сейчас посещают лично.

В общем, ждем!