АнтиФинРазведка

Самый честный блог о финансовой системе Российской Федерации

Частное дело.

2019-11-10 ОЛЕГбизнес

В России обсуждается возможность создания института частных приставов.

Бизнес предложил подключить к взысканию долгов частников, которым хотят дать полномочия ФССП, в том числе по аресту имущества и счетов, но только в спорах юрлиц.

Законопроект и концепцию частных приставов, которую не раз пытался создать Минюст, подготовила ТПП. Если проект одобрят, частные приставы получат право взыскивать задолженность только по коммерческим спорам.

Документ уже получен Минюстом. Предполагается, что частники займутся взиманием долгов с юридических лиц по решению арбитражных судов и Верховного суда.

Согласно проекту федерального закона «О частных судебных исполнителях», частным судебным приставам предлагается передать право взимания задолженности с юридических лиц. Это позволит разгрузить государственные органы и снизить бюджетные затраты на исполнительное производство, уверены разработчики документа.

По подсчетам экспертов палаты эффект от создания смешанной системы исполнительного производства превысит триллионы рублей. Согласно данным Центра стратегических разработок (ЦСР), в 2017 году доля взысканных долгов составила 13% от общей суммы в 2,21 трлн рублей. Детализации по долгам физических и юридических лиц нет, однако в докладе ЦСР указано: за этот период судебные приставы завершили около 75% исполнительных производств. К 2018 году ситуация в этой сфере не улучшилась, утверждают в ТПП.

В документе подчеркивается, что для своевременного исполнения постановлений суда частные судебные исполнители будут работать «совместно и под контролем Федеральной службы судебных приставов России (ФССП)». Но руководить их деятельностью будет Федеральная палата частных судебных исполнителей и ее региональные подразделения.

В законопроекте говорится, что частным судебным приставом может стать человек с юридическим образованием, достигший 25-летнего возраста. Подчеркивается, что он должен иметь опыт работы в сфере юриспруденции не менее двух лет.

Для получения особого статуса претенденту придется пройти квалификационный экзамен. Соответствующая запись будет внесена в реестр частных судебных исполнителей. Сферой деятельности таких приставов будет территория, закрепленная за арбитражными судами, в которых они смогут получить должность на конкурсной основе. Если же частному приставу предоставят место в Верховном суде, то он сможет работать по всей России.

Негосударственный пристав будет работать только с теми должниками, которые зарегистрированы в границах субъекта России, где зарегистрирован он сам, однако исполнительные действия пристав сможет проводить на всей территории РФ, в зависимости от местонахождения имущества должника.

Количество должностей в каждом из судов будут определять Минюст совместно с ФССП. Единый Реестр частных приставов и их территориальная принадлежность будут размещены в общем доступе.

За свою работу частный пристав будет получать исполнительный сбор от суммы взысканных средств, размер которого еще не определен.

Это кардинально отличается от окладной системы оплаты в Федеральной службе судебных приставов. Предполагается, что работа «на проценте», с одной стороны, будет стимулировать приставов на более качественную работу, а с другой — обеспечит достаточно привлекательное вознаграждение в случае успешного взыскания. А вот заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью ему запретят.

Также выглядит система частников в Казахстане. Там не взыскатель бегает за приставом, а пристав бегает за взыскателем с фразой: «Давайте еще чего-нибудь поищем».

Соответственно, на выбор будут варианты: или пойти бесплатно, но ничего не получить, либо получить через века по крупице, или подписать договор и заплатить от результата.

Принципиальный момент при работе над проектом, и это особо подчеркивают его авторы, в том, что новый проект закона не противопоставляет государственную и частную системы взыскания — они призваны дополнять друг друга. По замыслу создателей, у кредиторов сохранится право выбора — обратиться к государственным приставам или негосударственным. Законопроект установит общие требования к профессиональной этике частного судебного исполнителя, а также меры дисциплинарной ответственности за нарушение данных правил.

Еще один принципиальный момент — законопроект не регулирует коллекторскую деятельность и никак не касается этой отрасли. Негосударственные судебные исполнители будут работать исключительно с юридическими лицами. Функционал коллекторов по взысканию долгов с физлиц к новому институту переходить не будет.

В ТПП прогнозируют, что принятие законопроекта возможно не ранее 2022 года.