АнтиФинРазведка

Самый честный блог о финансовой системе Российской Федерации

Мы пойдем другим путем.

2019-12-19 ОЛЕГбизнес

В последнее время в кулуарах интернета идут обсуждения на тему, может ли фирма угодить в список «недостойных», если она не получала запретов на проведение платежа и не стала закрывать счёт, но был заблокирован доступ к интернет-банкингу.

Итак, вспомним основные регламентирующие «вот это вот все» акты:

  1. Федеральный закон 115-ФЗ от 07.08.01 “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.

В законе, как всегда, все, в общем и целом -идет беспощадная борьба с мировым злом. Вся конкретика, конечно же, содержатся в подзаконных документах ЦБ. Казнят террористов и гнусных преступников, а отдуваются предприниматели, которые «ни сном ни духом».

  1. Ранее мероприятия по стоп-листам (черным спискам) регулировались Положением ЦБ РФ 550-П от 20.06.2016 “Положение о порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), и (или) расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом”.

  2. Сейчас вместо 550-П действует Положение ЦБ РФ от 30.03.2018 г. № 639-П “О порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом».

Вот на основе такой «нормативки» ЦБ на пару с Финмониторингом и формирует так называемый «черный список банков». Что в списке: ИНН, дата и код отказа. Банк, который включил компанию в список, не указывается. Эти же нормативные акты служат и для ситуации лайт: когда банк, где у организации открыт расчетный счет, не подает информацию в Финмониторинг и ЦБ, но вносит ее свой внутренний черный список – СТОП-ЛИСТ.

Формальные причины попадания в список

Отказ в открытии счета (код 03). Компания подала документы, банк рассмотрел и вернул, ничего не ответил. К сожалению, теперь компания в списке, так как банк обязан направить в Росфинмониторинг информацию об отказе. Кстати, самой компании об этом банк сообщать не обязан и обычно не сообщает, поэтому до определенного времени компания может вообще может не знать, что попала в стоп-лист.

Отказ в предоставлении документов банку (код 07). Банк направил запрос, компания не предоставила документы, например, юрист решил, что банк запрашивает документы неправомерно. Разбираться никто не будет - теперь компания в списке, так как банк обязан направить сведения об отказе.

Отказ банком от исполнения платежного поручения (код 08). Компания выставила платежное поручение, сотрудник службы внутреннего контроля банка проанализировал его, не увидел для себя очевидного экономического смысла операции и решил, что она подозрительная. Банк в проведении платежа отказал, а сведения об отказе направлены в Росфинмониторинг. Компания в списке.

Попасть в стоп-лист очень легко: если произошло одно из перечисленных ниже событий, банк обязан направить информацию в Росфинмониторинг, Росфинмониторинг направит ее в ЦБ, а ЦБ проинформирует все банки. Банки, выявив перечисленные обстоятельства не всегда сразу информируют ФинМон. Вначале могут разобраться и снять претензии, но делают это не всегда, могут и сразу “пристрелить” – что поделать, человеческий фактор.

Что там с интернет-банком?

А вот этот вопрос как раз-таки никак не освящен. Вопрос отключения банками доступа к ДБУ (дистанционному банковскому обслуживанию) нигде прописан, относительно сообщения банками «куда следует» об отключении клиента.

В рекомендациях ЦБ отмечает, что в межведомственную комиссию регулярно поступают обращения по поводу ограничения ДБО без истребования документов, пояснений и даже без разъяснений - имел место отказ с включением в список «отказников» или же нет.

Нет ни предписаний, ни рекомендаций ЦБ о том, что банкам нужно информировать кого-либо об отключении ДБО. В компетенцию межведомственной комиссии решение таких вопросов не входит.

Именно поэтому регулятор лишь настоятельно рекомендует банкам при отключении ДБО информировать КЛИЕНТОВ о причинах ограничения в обслуживании, а также «создавать условия для возможности представления клиентами необходимых пояснений, информации и (или) документов с целью осуществления ими защиты своих прав».

А вот четких рекомендаций, как банкам взаимодействовать с такими отключенными клиентами, нет.

Эксперты, отмечают, что сам регулятор говорит о том, что «отключение ДБО не влечет для клиента правовых последствий, не лишает возможности пользоваться банковскими услугами и, к тому же, является частью договорных отношений, на которые ЦБ влиять не может».

Таким образом, если вам только лишь отключили ДБО и ничего с вас не требуют, поводов для паники не имеется. Даже если основаниями отключения являются подозрения банка, обоснованные или необоснованные, не важно, то пока вы не дадите банку никакой реакции, не придете с поручением или же не получите какой-либо отказ от него, в список вы не попадёте. Банк будет ждать вас лично, чтобы вы дали повод для наступления одной из причин попадания в список «отказников».

Всегда есть другой путь, поэтому не видитесь на провокации банков и будьте хитрее.