АнтиФинРазведка

Самый честный блог о финансовой системе Российской Федерации

За долги ответишь: робот-коллектор в деле.

2020-10-23 ОЛЕГбизнес

Министерство юстиции предлагает сделать ботов коллекторами, которые способны культурно разговаривать с должниками и «вытрясать» деньги, не выходя за рамки закона. Робот-коллектор сможет поддерживать разговор, отвечая на вопросы, не реагируя при этом на оскорбления. Он не хамит, у него нет плохого настроения, но и звонить чаще, чем положено, не будет. В начале каждого звонка должников будут оповещать о том, что с ними разговаривает автоматизированный интеллектуальный агент. Подобную систему на базе искусственного интеллекта создала «дочка» Сбербанка «АктивБК».

Кстати, отвечать за действия робота будет кредитор или его представитель. Получается, что запрограммировать бота на угрозы или другие нехорошие поступки кредитные организации не смогут. Ведь живой человек, работая коллектором, может за подобные выходки получить штраф или лишиться такой нервной работы, поскольку все разговоры записываются.

Не все коллекторы - вышибалы, которые ходят вокруг дома и ждут, как бы прижать должника и выбить свои деньги. Конечно, стереотип далек от реальности, а главный инструмент коллектора — телефон, а не коктейль Молотова, как иногда преподносят это по новостям. Именно через разговор он обязан в спокойной форме потребовать вернуть долг. Для этих целей и разработали бота. Такого милого, отзывчивого и уравновешенного, которому по сути все равно, что скажут на другом конце провода.

А есть ли подводные камни? Упростили систему, но станет ли она эффективней? Сами должники ни капли не удивились инициативе Минюста и единогласно сошлись во мнении, что «роботами нас не возьмешь» и такая практика не станет лучшей по «вытряхиванию» долгов, когда в стране «все кругом кому-то должны». По сути, работа такого искусственного агента будет заключаться только в общении, других действий он предпринять не сможет, как только в словесной форме обратиться к собеседнику и напомнить о задолженности. Кому-то эта идея пришлась по душе, поскольку разговаривать с неживым существом не так страшно, как со «злобным коллектором».

В ведомстве уверены, что искусственный интеллект не только снимет нагрузку с коллекторских агентств и банков, но и поможет выстраивать доброжелательные отношения между кредитной организацией и должниками. Эдакая картина маслом: я вам спасибо-пожалуйста, а вы - извольте денежки вернуть. Свежо придание, да верится с трудом…

Чиновники не исключают, что в будущем появятся терминаторы-коллекторы, которые будут не только звонить, но и приходить к тем, кто должен.

«Здравствуйте, Иван Петрович, я пришел за вами. Теперь за долги ответишь!».

Не триллер, конечно, но весьма интересно, чем может закончится такая встреча и на что пойдут кредиторы, чтобы вернуть свои проценты?

Пока эта история из области фантастики, но термин «робот-коллектор», возможно, совсем скоро утвердят на законодательном уровне. Сейчас Минюст делает для этого все возможное, указывая на необходимость искусственного интеллектуального агента. У бота появятся свои обязательства и ежедневные заботы. И зарплату ему платить не надо, а еще переживать, что уволится и нужно искать нового сотрудника.

Сейчас в банковской системе набирает популярность автоматизация работы с клиентами, но пока эти виртуальные роботы активно помогают лишь с обработкой входящих звонков и сообщений. Чат-боты отвечают на однотипные вопросы и часто используются многими коллекторскими агентствами и банками.

А вы знаете, что в России появилось еще одно нововведение: банкирам и коллекторам запрещено «дергать» должника, который взял кредитные каникулы. Ни писем, ни звонков. Если у человека доходы упали более чем на 30%, он вправе обратиться в банк, чтобы приостановить платежи. Срок каникул - до полугода, а потом придется все равно платить.