АнтиФинРазведка

Самый честный блог о финансовой системе Российской Федерации

В чем секрет неисполнения 70% судебных решений?

2021-02-09 ОЛЕГзакон

Казалось бы: если есть судебное решение, то дальше никаких проблем не будет. Однако теория слишком хороша. Практика совсем иная. Приставы нередко не успевают исполнить требования суда. Кто виноват? Что делать?

Даже если суд примет решение в пользу пострадавшего, никто не даст гарантий, что исполнение завершится успешно: в Федеральной службе судебных приставов сообщают о том, что около 70% актов «третьей ветви власти» не выполняются в срок.

Статистика. По данным ФССП России, в 2020 году в производстве находилось 110 млн. исполнений. Количество оконченных – 61 млн., из них с нарушением сроков – 38 млн. Остаток на 2021 год – 41 млн. Процент взысканий – около 6-6,5% (данных за 2020 год автор не обнаружил, за 2019 год Росстат сообщал, что общая сумма долгов, получение которых возложено на ФССП, составляла 11 трлн. рублей, взыскиваемость - 730 млрд (6,5%).

Разберемся, почему возникают такие проблемы.

Первая причина – это законы

Федеральный закон «Об исполнительном производстве», принятый в 2007 году, и Кодекс административного судопроизводства нуждаются в комплексной корректировке: необходимо создать работающую и безошибочную систему взысканий с четкой и регламентированной схемой взаимодействия приставов и должников. Для этого необходимо удалить наиболее одиозные пробелы (например, сейчас должник может скрыть свое имущество, переписав его на родственников, или уклониться законно от исполнения решения суда), ввести жесткую ответственность за неисполнение судебных решений.

Пример. Полпред Президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Устинов в середине 2020 года указывал на то, что в регионе не было исполнено более 4 тысяч производств. При этом уголовных дел по факту неисполнения требований судов никто не возбуждал. Правоприменители использовали только административные санкции на незначительные суммы.

Вторая проблема – недостаточный уровень квалификации судебных приставов

В научных исследованиях разных авторов (например, Андрея Илюхина из Академии ФСИН России) уже давно указывается на то, что необходимо ввести как образовательный, так и материально-возрастной ценз для работников по опыту XIX века. Напомним, что в Судебных уставах 1864 года приставы были субъектами, имеющими значительные финансовые и технические возможности для работы. Про уровень подготовки сотрудников даже и говорить не приходится – на службу шли только те, кто имел высшее образование и определенный уровень дохода (нет сомнения, что качество образования дореволюционных Университетов и нынешних коммерческих вузов – это земля и небо).

Контекст. В прошлом году внутри ФССП была проведена масштабная проверка. 5 тысяч сотрудников уволены. Как сообщил директор Службы Дмитрий Аристов, «К сожалению, были выявлены даже факты привлечения ранее к уголовной ответственности тех гражданских служащих, которые у нас работали. Мы об этом не знали. Более того выявили 53 поддельных диплома в ходе проверочных мероприятий»

Третья проблема – нагрузка на одного пристава

Средняя зарплата в ФССП России официально составляет 61 тысячу рублей. За эти деньги пристав обязан вести до 4000 дел. Вполне очевидно, что такое количество производств не выдержит никто: поэтому столь велика и текучка кадров.

Официальная позиция. Счетная палата РФ провела в 2018 году проверку работы службы. Она обнаружила, что взыскание налогов и долгов производится недостаточно быстро. СП отмечала, что в «информационной системе государственных и муниципальных платежей не было данных о начислениях почти по половине (91,8 млн) исполнительных производств в отношении физических лиц и индивидуальных предпринимателей на сумму около 8,2 трлн руб. Проверкой установлено 130,1 млн случаев нарушения установленного пятидневного срока перечисления ФССП денег взыскателям на 381,4 млрд руб». Причиной нарушений стала высокая нагрузка на судебных приставов.

Как государство пытается решить эти проблемы?

Власти представляют сразу несколько крупных инициатив:

• во-первых, урегулируют работу коллекторов (но при этом предоставляют полномочия по их контролю ФССП);

• во-вторых, внедряют идею частных судебных приставов. Как отмечается в профильных документах, на первом этапе предполагается, что частные приставы будут взыскивать в пользу юрлиц, а ФССП займется только задолженностями в пользу госорганов и «физиков».

Основная цель – сократить бумажную работу для исполнителей, снизить объемы загрузки в краткосрочном периоде.

Получится ли реализовать эти идеи на практике?

Эксперты сомневаются в возможностях государства по улучшению работы ФССП. По идее, если есть желание преломить качественно всю деятельность службы, необходимо произвести комплексную реформу судопроизводства, предусмотрев рыночные зарплаты для сотрудников и открытость ведомства.