АнтиФинРазведка

Самый честный блог о финансовой системе Российской Федерации

Новые изменения в старый «антиотмывочный».

2021-02-22 ОЛЕГзакон

«Антиотмывочный» закон № 115-ФЗ был принят в августе далекого 2001 года, однако, его положения ежегодно корректируются. Так, только в 2020 году было принято 9 нормативных актов, вносящих изменения в отдельные статьи упомянутого закона.

Стоит особо отметить два произведения отечественного законотворчества: закон № 208-ФЗ от 13 июля 2020 года, который существенно расширил список операций, подлежащих обязательному контролю и закон № 536-ФЗ от 30.12.2020 года, затронувший вопросы идентификации клиента и последствий за ее отсутствие. Часть внесенных изменений вступила в силу с января 2021 года, часть вступит в течение года.

Коротко о главных изменениях, внесенных 208-ФЗ.

Теперь под обязательный контроль банков попадают следующие операции:

- любые операции по снятию и зачислению налички на сумму свыше 600 тысяч рублей, независимо от характера деятельности юрлица. Напомним, что до января 2021 года такая операция попадала под контроль только если не соответствовала специфики деятельности;

- платежи по договорам лизинга от 600 тысяч рублей и выше;

- выигрыши в лотерею свыше 600 тысяч;

- почтовые переводы граждан от 100 тысяч рублей;

- возврат неиспользованного аванса за услуги связи, также от 100 тысяч рублей;

- второй и последующие переводы по гособоронзаказам, при сумме от 10 млн. рублей;

- расчеты по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 млн рублей и более – отметим, что речь идет о контроле именно над операциями с наличными и безналичными деньгами, а не над переходом права собственности на недвижимость;

Информацию обо всех таких «подконтрольных» операциях банки будут направлять в Росфинмониторинг. При этом, как отметил ЦБ, обязанность банка по направлению сведений, возникает при наличии всей информации, необходимой для квалификации операций в качестве подлежащих обязательному контролю (письмо от 11 сентября 2020 г. № 12-4-4/3908). Следовательно, банки вправе запрашивать у клиентов пояснения по подозрительным операциям, в том числе и по источнику происхождения денег.

Что контролировать перестанут:

- обмен купюр одного достоинства на купюры другого;

- переводы по загрансчетам (вкладам), открытых на анонимного владельца;

- получение имущества в лизинг (контролируются только платежи от 600 тысяч);

- перевод денег некредитным организациям по поручению клиента.

И еще: при покупке физлицом по безналу ювелирки на сумму до 200 000 рублей не потребуется идентификация (до 2021 года сумма покупки ограничивалась 100 000 рублей).

Ну, а теперь по изменениям 536-ФЗ.

Идентификация банком:

Открыть расчетный счет будет сложнее. Заключая договор расчетно-кассового обслуживания как с компаниями, так и с ИП, банку предстоит собрать следующую информацию о клиенте:

- его бизнес-целях;

- его финансовом состоянии;

- деловой репутации;

-и даже об источниках происхождения имущества.

Это обязанность далеко не новая, она и раньше была предусмотрена «антиотмывочным» законом, но за ее нарушение клиентам банка ровным счетом ничего не грозило. Теперь же, в случае неустановления названной информации клиенту будут отказывать в обслуживании по причине отсутствия идентификации, в том числе, в заключении договора банковского счета. Сведения о «подозрительном» клиенте будут передаваться в финмониторинг. Кроме этого, в течении пяти рабочих дней банк должен сообщить о причинах принятия, своего решения клиенту-отказнику.

Отметим, что решение об отказе в обслуживании будет приниматься на уровне руководства банка. «Обелиться» можно будет либо предоставив банку всю необходимую информацию, либо по суду.

Что касается физлиц – из-за подозрений в обнале банки не смогут отказывать гражданам в открытии расчетного счета (вклада). Однако, это правило не распространяется на проведение операций по счетам - подозрительные движения будут блокироваться.

Из немногих плюсов 536-ФЗ: “опальные списки” ЦБ больше не будут использоваться банками в качестве основного критерия оценки “отмывочного” риска.

Что в планах?

В Госудуму внесен на рассмотрение законопроект №1104357-7, возможно, что к списку документов для упрощенной идентификации физлиц добавится водительское удостоверение. Риэлторы, ломбарды, страховые брокеры и так далее смогут поручать идентификацию клиентов кредитным организациям (по договору).

Ну, а некоторых возможно и вовсе выведут из-под действия «антиотмывочного» закона. Законопроектом № 1056820-7 предлагается освободить религиозные организации, а также юрлица, единственным участником которых являются религиозные организации, от обязанности собирать, хранить и предоставлять информацию о своих бенефициарных владельцах. Связано это с «низкими рисками легализации (отмывания) преступных доходов такими организациями. Такие дела.