АнтиФинРазведка

Самый честный блог о финансовой системе Российской Федерации

Проследить за товаром!

2021-04-26 ОЛЕГзакон

1 июля 2021 года вступают в силу изменения в НК РФ ФЗ №-371 ФЗ от 9 ноября 2020 года. Правительство начинает подготовку бизнеса к плавному переезду на обязательный ЭДО. Организациям и ИП потребуется дополнительно отчитываться по операциям с товарами, которые попадают в перечень прослеживаемых и выставлять счет-фактуры по этим товарам только в электронном виде.

Как все начиналось и что такое прослеживаемость товаров?

Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ был разработан в целях создания национальной системы прослеживаемости товаров. Она была предусмотрена Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Национальная система прослеживаемости - информационная система государства - члена ЕАЭС, которая обеспечивает сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров. Прослеживаемость товаров – организация их учета в рамках национальной системы прослеживаемости. Цель введения прослеживаемости товаров – контроль за их оборотом от момента ввоза в РФ до момента реализации конечному потребителю. Этот механизм призван помочь в борьбе ввозом «серых» или контрафактных товаров и уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей.

Эксперимент по прослеживаемости начал применяться с 1 июля 2019 вплоть до 31 декабря 2020 года в рамках постановления Правительства РФ от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления». Он касается ряда товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. При этом каждой партии товара, подлежащей прослеживаемости, присваивался регистрационный номер (РНПТ), без нанесения идентификационных меток на товар.

Со вступлением в силу Федерального закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ положения о прослеживаемости товаров приобретут обязательный характер.

Перечень товаров, которые попали в список, указаны в Приложении к постановлению, среди них:

• Холодильники и морозильники

• Автопогрузчики

• Бульдозеры, грейдеры, экскаваторы

• Стиральные машины и машины для сушки

• Мониторы и проекторы

• Детские коляски

• Интегральные электронные схемы

• Мебель металлическая для офисов

Что изменится в НК РФ?

ФЗ №-371 ФЗ от 9 ноября 2020 года вносит важные изменения в НК:

  1. Пункт 1.1. ФЗ предусматривает, что ООО и ИП, которые осуществляют операции с товарами из перечня прослеживаемых должны предоставлять в ФНС отчеты об операциях с этими товарами, за исключением некоторых случаев:

- при реализации товаров физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также плательщикам налога на профессиональный доход (самозанятым);

- при реализации и перемещении товаров с территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

- при реализации и перемещении товаров с территории РФ на территорию другого государства – члена Евразийского экономического союза.

  1. ООО и ИП, которые реализуют прослеживаемые товары должны выставлять счет-фактуры и корректировочные счет-фактуры в электронном виде с помощью оператора ЭДО. Кроме случаев реализации товара физикам и при экспорте

  2. В счет-фактуру добавляются новые поля с информацией о прослеживаемых товарах, которые потребуется заполнить, а именно:

 регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;

 количественная единица измерения товара, которая используется в целях прослеживаемости;

 количество прослеживаемого товара.

Причём если не указать эти реквизиты, вычет все равно будет возможен.

Что это значит для предпринимателей?

Это значит, что участникам оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, стоит уже сейчас задуматься о выборе оператора ЭДО, чтобы к 1 июля заключить с ним договор и начать обмен электронными документами с контрагентами.

Увеличиваются расходы на бухгалтерию: появляется дополнительная нагрузка в виде дополнительной отчетности и более сложной формы документов, что в свою очередь может повлиять на численность штатной бухгалтерии или стоимость услуг у аутсорсера. Кроме того, возможны дополнительные расходы из-за ошибок в отчетности и документах.

Что это значит для налоговой системы РФ?

Система прослеживания товаров отличается от маркировки тем, что компании не потребуется физически помечать товары и изменять процессы на складе (инвестировать в ПО и железо, обучение сотрудников и поддержку). Отслеживание товаров происходит на уровне документов. Реализовать такое отслеживание возможно только с помощью ЭДО.

Налоговая стремится сделать систему сквозной и максимально прозрачной, чтобы повысить собираемость налогов. А для этого документооборот должен перейти полностью в электронный формат.

Следовательно, введут контроль за соответствием отчётности сведениям, содержащимся в налоговых декларациях.

А главное, у налоговиков появится ещё одно основание для того, чтобы пояснения к декларации по НДС не считать представленными.

По новым правилам, если в ходе камеральной проверки декларации по НДС инспекция запросила пояснения, а налогоплательщик подал их в электронном виде, но не в установленном формате, пояснения не будут считаться представленными. В результате организацию или ИП могут оштрафовать за неисполнение обязанности.

Напомним, что по действующей пока редакции Налогового кодекса непредставленными считаются только пояснения на бумажном носителе.

Нюансы

При проведении камеральной проверки декларации по НДС, единой упрощенной декларации, декларации по УСН или ЕСХН, инспекция вправе истребовать у организации счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащих прослеживаемости. Такое полномочие ей предоставлено при выявлении несоответствий между сведениями: в налоговой декларации и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости или в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости; об операциях, которые содержатся в налоговой декларации по НДС и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости; об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с подлежащими прослеживаемости товарами, который представила другая организация. При этом ИФНС не может истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, если такие документы уже были ранее представлены в налоговый орган.

Ответственность за невыполнение новых обязанностей

Специальной ответственности за невыполнение этих обязанностей при осуществлении операций с товарами, подлежащих прослеживаемости, Налоговый кодекс не устанавливает. Однако, есть мнение, что в таком случае организацию могут привлечь к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса при условии, что отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренные статьей 126 Налогового кодекса. Она предусматривает штраф в размере 5 тыс. рублей за неправомерное несообщение или несвоевременное сообщение организацией сведений, которые она должна представить налоговому органу. Если указанные действия организация совершит повторно в течение года, штраф достигнет 20 тыс. рублей.