АнтиФинРазведка

Самый честный блог о финансовой системе Российской Федерации

Как компании возвратить переплаченные налоги и страховые взносы.

2021-08-05 Евгенийналоги

За счет чего может возникнуть переплата в бюджет и внебюджетные фонды? Ошибка бухгалтера, плохое ведение бухучета, сданная декларация с убытком и т.д. Сложность возникает, когда предприниматель забывает или не знает о переплатах. Чтобы этого избежать, стоит запрашивать в налоговой службе справку о состоянии расчета с бюджетом. Если налицо переплата, то ФНС обязана рассмотреть соответствующее заявление и принять решение. После чего в случае положительного исхода в течение месяца вам поступят на расчетный счет средства или будут перезачтены налоги.

Очень важно не пропустить срок, в течение которого можно вернуть средства из бюджета. Он составляет три года с момента сдачи декларации или даты уплаты налога. Если срок уже прошел, то деньги вернуть можно через суд, но потребуется доказать уважительную причину.

У одного предприятия во время выездной налоговой проверки пропал бухгалтер. Привлеченные юристы выяснили о плачевном состоянии бухучета. Для оптимизации НДС компания использовала технических контрагентов, в результате налоговики предъявили претензии на 2 млн рублей. Внешние аудиторы провели сверки с ФНС, фондом соцстраха, пенсионным фондом и т.д. Пенсионный фонд признал переплату 700 тысяч рублей и позже возвратил деньги на расчетный счет компании. Выяснилось, что директор просто не знал про эти деньги, т.к. с уходом бухгалтера исчез большой объем учетной информации. С помощью аудиторов компания сдала уточненные декларации, ответила на требования налоговиков, предоставила первичную документацию и сняла с клиента претензии почти на 2 млн рублей НДС. Директор заплатил только штраф по налогу на прибыль и небольшие пени.

Вывод: бухучет нужно вести правильно. ИП освобождены от этого процесса, но они обязаны накапливать первичные документы. Зачастую ведение бухучета игнорируется бизнесом. Особенно спустя рукава работают в сфере общепит и торговли на УСН, где часто фактически рисуют баланс. В чем плюсы ведения бухучета? Первое – он снижает риски банкротства и привлечения директора (учредителя) к субсидиарной ответственности. Второе - некоторые предприниматели с большими оборотами не могут перейти с отмененного ЕНВД на УСН. Ибо его бухучет был в запущенном состоянии. Третье – гораздо меньше шансов переплатить налоги и больше возможностей правильно рассчитать дивиденды (в случае их выплаты). Четвертое – получение кредита и лизинга на более приемлемых условиях, по более низкой ставке. Пятое – привлечение инвестиций. Любой серьезный инвестор потребует бухгалтерскую отчетность для проверки. Шестое – выход учредителей из состава организации. Она может получить солидный судебный иск при отсутствии правильного бухучета и утверждения отчетности на общем собрании с целью выплаты доли учредителю.

Второй пример. Оптовая фирма сдала декларацию по НДС к возмещению. Таким образом ФНС была обязана возвратить налог, который фирма уплатила при покупке товара. Просто она продала его в разы меньше, чем до этого приобрела, но успела заплатить НДС. Разумеется, налоговики не горели желанием исполнять закон и затеяли камеральную проверку. А затем и выездную с пересчетом товаров и посещением складов. Она длилась три месяца с вызовами, допросами, пересчетами. В итоге в акте проверки написали, что вернуть ранее уплаченный НДС невозможно.

Пострадавшая фирма наняла юристов. После их претензий налоговики все равно отказали в возмещении НДС. Тогда юристы подали иск в арбитраж. Суд запросил все документы - от завода-производителя по всей цепочке поставок. В них вошли накладные, счета фактуры, договора, платежки. В итоге были прослежены все финансово-хозяйственные операции, движения продукции и денежных средств. Суд рассматривал дело почти полтора года и принял решение в пользу заявителей. Более того с ФНС также взыскали судебные расходы, проценты за пользование деньгам и упущенную выгоду.