АнтиФинРазведка

Самый честный блог о финансовой системе Российской Федерации

Методические рекомендации для кредитных учреждений, или ЦБ вспомнил про физлиц.

2021-10-24 Юрийбанк

6 сентября 2021 года Центральный Банк выпустил Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов – физических лиц. Методичка есть в общем доступе, в ней всего пять страниц.

В связи с широким распространением деятельности «теневого» игорного бизнеса, финансовых пирамид и различных «криптообменников», а, как следствие, расчетов физлиц с данными сервисами, Центральный Банк решил в очередной раз «донастроить» 115-ФЗ, добавив кредитным учреждениям несколько референций, которые помогут выявить и пресечь расчеты с «недобросовестными участниками хозяйственной деятельности».

Почему же ЦБ решил взяться именно за эту нишу?

Ни для кого не секрет, что онлайн-казино и пирамиды делают весьма солидную выручку. К примеру, оборот онлайн-казино составил 65,3 млрд долларов США в прошлом году, в этом году прогнозируют прирост до 16%.

Что касается финансовых пирамид – их количество перевалило за две с половиной тысячи. Только за последние полгода выявили 154 финансовых пирамиды, и их число постоянно растёт. Крупные суммы денег проходят по счетам с завидной частотой, а для того, чтобы у Банков и контролирующих органов не возникали вопросы к владельцам и участникам этой системы, зачастую, последние используют для расчетов карты и электронные платежные системы подставных лиц. Оно и понятно: Суммы крупные, ходят часто, происхождение неизвестно, к чему вопросы? Да и само наличие этих трёх фактов подразумевает весьма неплохое подспорье для участия в легализации доходов полученных преступным путем.

Учитывая вышеизложенное, при реализации кредитными учреждениями процедур внутреннего контроля за соблюдением «антиотмывочного» 115-ФЗ, Центральный Банк России порекомендовал обращать внимание на следующие факторы:

1.Короткий промежуток между зачислением и списанием денежных средств

2.Большое количество операций (от 30 операций за 24 часа) по переводам денежных средств между счетами физических лиц,

3.Большой объем операций между счетами физлиц (от 100 000 за 24 часовой период и от 1 000 000 за месяц)

4.В течение недели средний остаток на счете на конец операционного дня не превышает 10% от среднедневного объема операций по счету в указанный период,

5.Совпадение идентификационной информации об устройстве, используемых разными клиентами (в разные аккаунты системы интернет клиент-банк заходят с одного IP и/или MAC-адреса)

6.В течение 12 и более часов за 24-часовой период приходят и уходят платежи

7.Необычно большое количество контрагентов - физических лиц

(плательщиков и (или) получателей), например, более 10 в день, более 50 в

месяц)

8.Операции по списанию денежных средств, электронных денежных

средств характеризуются отсутствием платежей в пользу юридических лиц и

(или) индивидуальных предпринимателей для обеспечения жизнедеятельности

физического лица (например, оплата коммунальных услуг, услуг связи, покупок товаров)

В группу риска попадают счета, у которых наличествуют хотя бы два из вышеуказанных пунктов. Попадание в группу риска чревато блокировкой банк-клиента, повышенным вниманием к операциям клиента и попадание в немилость к Банку в принципе.

Требования и рекомендации Центрального Банка всегда отличались особой неуклюжестью, как к физическим, так и к юридическим лицам, поэтому, угодив в список «неблагонадёжных клиентов», каждый рискует остаться в нём навсегда, так как никаких рекомендаций и комментариев по защите своего честного имени не было и нет.

Что делать, чтобы уберечься от блокировки счета?

Учитывая такое внимание к проблеме, специалисты Антифинразведки протестировали применение обновлённых рекомендаций ЦБ. Основополагающим фактором, к которому кредитные учреждения наиболее внимательны это отсутствие расчетных операций по карте: Оплата товаров, услуг. Причём, что касается услуг связи, пополняйте раз в месяц телефон, к которому привязана карта. Старайтесь рассчитываться картой в такси и ресторанах и кафе. Снимайте и вносите наличные (в разумных пределах), хорошим тоном будет считаться общение с поддержкой. Неважно, голосом или во встроенном в интернет-банк чате.

Подводя итог, необходимо напомнить о том, к чему всегда вела постоянная «донастройка» рекомендаций и требований ЦБ, особенно по отношению к 155-ФЗ: К повышенному вниманию со стороны банков к операциям клиентов (зачастую безобидных, учитывая историю отношений клиента с банком), авральной разработке систем автоматического анализа операций клиентов (которые выходят сырыми и неподдающимися настройке и обработке операций в «ручном режиме») и повальному лишению лицензий у этих же кредитных учреждений.

Что будет дальше? Оставайтесь с АнтиФинРазведкой.