АнтиФинРазведка

Самый честный блог о финансовой системе Российской Федерации

Переход на новый формат электронной подписи перенесён.

2021-11-01 ЮРИЙэцп

Как стало известно, Правительство решило перенести завершающий этап реформы электронной подписи. Изначально, речь шла о постепенном, двухэтапном переводе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на новый формат электронной подписи, который должен был завершиться к 1 января 2022 года.

Субъекты предпринимательства к принятию такого масштабного нововведения оказались не готовы.

Ранее предполагалось, что 2021 год ознаменует переход в «новую эру» электронной цифровой подписи, и уже с нового 2022 года, сотрудники организаций не смогут использовать только сертификат Общества для оформления документов, а должны будут также прикладывать свою подпись, как физического лица и новый формат доверенностей – МЧД (машиночитаемая доверенность).

Несмотря на то, что практически все внутренние процедуры, предшествующие введению машиночитаемых доверенностей, были завершены в срок, бизнес к таким переменам оказался не готов, и в 2022 году использование машиночитаемых доверенностей будет носить добровольный характер. Завершающий этап крупной реформы, ставшей частью поправок в ФЗ «Об электронной подписи» намечен на 2023 год.

Как же такая лояльность со стороны властей может повлиять на основного потребителя электронной цифровой подписи?

Известно, что глобальная реформа и правки в ФЗ об электронной подписи были запланированы как инструмент противодействия мошенничеству с использованием ЭЦП, случаи которого участились за последнее время.

Но смогут ли такие нововведения выполнить поставленные задачи?

Рассмотрим этапы реформы и их влияние на взаимодействие предпринимателей и налоговых органов.

Требования к удостоверяющим центрам, занимавшимся выпуском ЭЦП пересмотрели, многих лишили аккредитации, а желающим остаться на рынке и реализовывать услуги по выпуску сертификатов поставили жёсткие требования: Увеличение уставного капитала с 7 млн. руб. до 1 млрд, увеличение размера финансового обеспечения за убытки, причиненные третьим лицам и сокращение срока аккредитации с 5 лет до 3 лёт.

Все эти события происходили в очень ответственный и стрессовый период для организаций и индивидуальных предпринимателей (данные субъекты, по нашим данным, оказались наиболее пострадавшими от «поэтапного введения правок»).

Ужесточение требований к аккредитации привели не только к сокращению действующих на тот момент удостоверяющих центров, но и к массовому отзыву сертификатов электронной подписи.

Для многих это имело самые неприятные последствия. Несвоевременно представленные декларации привели к штрафам и санкциям в период сдачи налоговой и бухгалтерской отчётности, а в некоторых случаях и к снижению деловой репутации в глазах контрагентов. «Переаккредитация» удостоверяющих центров, и следующий за ней отзыв сертификатов ЭП была заявлена как первый удар по неблагонадёжным удостоверяющим центрам, (возможно) выпускающим ключи по подложным документам. Но многие из пострадавших УЦ пользовались спросом не только в «сером» секторе. К их услугам прибегал и «белый» бизнес. Антифинразведке известны некоторые «бизнес-фигуры», которые пользовались услугами таких УЦ, из-за скорости выпуска и демократичного пакета документов, необходимого для выпуска сертификата.

Удостоверяющие центры, которые «останутся в игре» было не сложно предугадать (А у наших подписчиков список был наиболее полный и актуальный на дату публикации)

Очевидно, что те, кто находится в неформальных отношениях с ФНС России «переаккредитуются» по новым требованиям, а сам процесс на них формально никак не повлияет. Не вошедшим в число «элитного круга» пришлось сложнее.

На фоне сокращения количества УЦ, способных выпустить ключ, удовлетворяющий новым требованиям, появились новые удостоверяющие центры, а также некоторые действующие, но не такие распространённые поймали волну, и отличились такой эксклюзивной услугой, как перевыпуск ключа неакредитованного УЦ.

Минимальный пакет документов, старая подпись и полчаса времени - новый ключ, удовлетворяющий всем требованиям готов.

Срок жизни таких ключей, правда, сильно отличался от заявленных 12 месяцев, и они, как правило, не доживали до следующего квартала. Налоговая их массово отзывала. На просьбу указать причину отзыва, контролирующий орган обычно отвечал уклончиво, ссылаясь на «невозможность получить список отозванных сертификатов» или «сомнения в принадлежности подписи подписанту (иными словами, сдачу отчёта с использованием подписи, выпущенной по подложным документам)», а иногда и вовсе убирал сертификат из списка доступных.

Продление перехода на новый формат электронной подписи стоит рассматривать не только как возможность бизнесу оптимизировать свои процессы для более плавного перехода. Решение отложить завершающий этап реформы подразумевает ещё один год постоянных изменений (а это ещё четыре квартала), и необходимость нахождения бизнеса в состоянии постоянной боевой готовности, вынуждая его быть готовым к любым изменениям со стороны контролирующих органов. А ведь наряду с правками в ФЗ «Об электронной подписи», впереди ещё обновление АСК-НДС 2, различные изменения Налогового Кодекса, и тестирование «пилотных проектов» ФНС России.

АнтиФинРазведка будет держать Вас в курсе последних изменений.

Оставайтесь с нами.